Главная Новости

Там создают чудо: экскурсия по закулисью театра кукол

Опубликовано: 07.12.2018

В Белорусском государственном театре кукол 25 октября отметят 80-летие. Накануне корреспонденты агентства «Минск-Новости» заглянули за кулисы и познакомились с людьми, которые создают атмосферу чуда на сцене, но всегда в тени актеров и режиссеров.

В небольшой комнате четыре человека увлеченно мастерят персонажей для новой постановки «Мальчик, который плавал с пираньями». Им предстоит сделать более 30 кукол по эскизам главного художника театра Татьяны Нерсисян. Сейчас они создают головы будущих героев.

Куклы делаем из папье-маше, процесс многоступенчатый. Сперва лепим их из пластилина. По этим скульптурам отливаем гипсовые формы, которые и обклеиваем бумагой. Эти заготовки потом покрасим, нарисуем лица, приклеим волосы, сделаем туловище, — объясняет художник-скульптор Ольга Дворовая.  Важно, чтобы куклы имели характер, выражали эмоцию, могли двигаться.

За механику отвечает художник-бутафор заслуженный работник культуры Беларуси Олег Николайчик. Он трудится в театре больше 50 лет и оживил сотни кукол. Его знания, навыки и мастерство на вес золота. Но раскрывать секреты своего ремесла не спешит. Говорит, что оживляют кукол актеры, а он лишь придумывает конструкторские решения.

Однако создать куклу — полдела. Ее надо еще одеть. Костюмы для кукол, как и для актеров, шьют в соседней мастерской. Художник-модельер Лариса Лапко уже в предвкушении большой и интересной работы.

Она с воодушевлением показывает эскизы к новому спектаклю и рассказывает, что и как будет выглядеть. Говорит, что сейчас выбирают и покупают ткани для будущих нарядов. Мастер признается: шить маленькие костюмы гораздо тяжелее, чем большие, поэтому иногда они приобретают детские вещи и подгоняют их под кукол.

За сохранностью всех нарядов следят костюмеры. Заглядываем в их владения — в шкафах хранится вся одежда, рассортированная по спектаклям, в соседнем помещении — куклы и реквизит. Заведующая костюмерным цехом Людмила Некрасова достает уборы для «Тартюфа», утюжит их и аккуратно развешивает на плечики.

Осталось разнести по гримеркам, — говорит она.  Также нужно доставить на сцену реквизит и куклы. Во время спектакля помогаю актерам переодеваться, подаю или забираю реквизит, если нужно. После постановки все раскладываю по местам. Отвечаю и за чистоту одежды — стираю ее по мере загрязнения.

Вместе с Людмилой Некрасовой отправляемся в гримерку. Там встречаем актеров Тимура Муратова и Дмитрия Рачковского. Интересуюсь, как готовятся к спектаклю. Они немного удивляются и дружно говорят, что репетиций перед показом не устраивают.

Особой подготовки нет, пришел, переоделся и пошел на сцену. Если спектакль давно не играли, то можем собраться пораньше, вспомнить реплики, сценарий почитать, — говорит Тимур.

Вообще, тексты выучены и крепко сидят в памяти, — дополняет Дмитрий.  Все разучиваем во время репетиций премьеры.

Актеры провожают нас к сцене. Декорации уже расставлены. Это делают с вечера, за сутки до спектакля, чтобы утром была возможность починить, если вдруг что-то сломается, сообщает машинист сцены Эдуард Бобровский.

Для каждого спектакля — свой монтировочный лист: где-то нужно заменить покрытие пола, приподнять или опустить сцену, перевесить кулисы, падуги, расставить реквизит. Работы много, но она интересная, — отмечает он.

Вдруг площадка озаряется красным лучом. Оказывается, это настраивают прожекторы.

 Перед каждым представлением проводим репетиции: расставляем световые точки по белым меткам на сцене, записываем световые картины. Их смена происходит по определенным репликам или действиям актеров, по музыке. Так что я должен хорошо знать сценарий и постоянно следить за ходом спектакля, — рассказывает художник по свету Андрей Драко.

По его словам, какой свет будет в том или ином спектакле, чаще определяет режиссер. На каждую постановку есть своя световая партитура. Но представление начинается только после того, как в зале погаснет свет…

Удивительный мир театра кукол способен очаровать не только детей, но и взрослых. Причем еще до начала спектакля, ведь в театре создан музей кукол. В экспозиции представлены марионетки, перчаточные, гапитно-тростевые, планшетные куклы.

Одни совсем крошечные и могут поместиться на ладошке, другие — в рост взрослого человека. В руках смотрителя музея Ольги Шагойко они оживают, начинают двигаться и говорить. В свое время она училась на актрису театра кукол в Академии искусств, работала в драматических театрах.

Музей открыт в 1994 году по инициативе талантливой художницы Алины Фоминой. Здесь представлены эксклюзивные куклы, которые отражают историю нашего театра. Самые старые экспонаты — из спектакля «Прелестная Галатея» 1968 года, открывшего репертуар для взрослого зрителя, — отмечает О. Шагойко. Ценность представляют куклы из спектакля «Дзед и жораў», будто сделанные из керамики. В театре было 9 постановок этой пьесы В. Вольского, начиная с 1939 года. Дважды ставился спектакль «Сымон-музыка». Первый раз это сделал Анатолий Лелявский, второй — его сын Алексей. Представлены в экспозиции и куклы из наиболее ярких постановок: «Божественная комедия», «Мастер и Маргарита», «Драй швестерн». Но здесь лишь малая часть того, что хранится в театре. Периодически мы обновляем экспозицию, но чтобы все показать, нужно три таких помещения.

Она убеждена, что музей должен посетить каждый зритель. Знакомство с историей кукловождения позволит более осознанно воспринимать спектакли.

Фото Елизаветы Добрицкой